Форум » Вепсы - народ и культура » Вологодские вепсы » Ответить

Вологодские вепсы

Ingrid: Мой отец родом из Вологодской обл. близ районного центра пос. Кадуй... Отца уже давно нет на свете и поэтому, желая узнать подробнее о его вепсской родине, я зашла на форум сайта Кадуйского района и оставила там сообщение... Вчера я получила интересный ответ на форуме и на свой E-mail.. Хочу процитировать здесь это письмл, которое мне показалось очень интересным и познавательным относительно вепсской культуры... ____________________ Здравствуйте! Может быть, Вы уже нашли ответ на Ваш вопрос о вепсах в Кадуйском районе. Если да - пожалуйста, поделитесь. Меня интересует история Кадуйского района, Андоги и Череповецкого уезда до 1917 года. Я не профессиональный историк. С поселениями вепсов мне пришлось встретиться много лет назад. Я сплавлялся на байдарке по Суде. Хотел сплавиться из верховьев Суды до Кадуя. Однако, до верховьев Суды добраться оказалось невозможно (Суда начинается где-то в безлюдных и глухих местах Ленинградской области). Тогда я решил сплавляться по притоку Суды (уже не помню название). Из Бабаево на автобусе поднялся на Север до села Григорьевское. Не смотря на Русское название это село вепсов. Из Григорьевского поднялся на грузовике еще выше до озер, где тоже были поселения вепсов. Удивительно добрый и гостеприимный народ. На озерах я провел несколько дней. Удивительно красивые места. Чистейшая вода. Даже жил я не в палатке, а в баньке одной старушки (не баня, а целый дом). Вечерами мы разговаривали, в том числе и о судьбе вепсов в Советское время. И с большим сожалением она мне поведала, что до революции были вепские школы, где дети учили свой родной вепский язык. После 1917 года деревни стали вимирать. Вепсы, как и остальная часть деревенского населения, стали стремиться уехать в города, по-видимому, в основном в Питер. Язык вепсов перестали учить в Советских школах. Ее сын, который жил в соседней деревне говорил по вепски, а внуки уже нет. Я надеюсь, что культура и язык этого маленького, но удивительного народа не исчезнет навсегда, как уже многократно было в истории человечества. Надеюсь, что в 21 веке люди все-таки будут более бережно относиться к культуре других народов... С уважением, Александр _______________________________ От себя добавлю, что письмо это пришло, похоже, откуда-то из-за границы. Вот такое удивительно тёплое и неравнодушное письмо... Ингрид

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 All

adiv: не подкинете ссылку " форума сайта Кадуйского района "

Ingrid: http://www.rustowns.com/kadu/forum/

kodima: Интересный там ответ... Может быть, автор кадуйского поста поделится более подробной информацией (я ему написал); о жизни судских вепсов в 60-е годы совсем мало информации. Даже о том, в каких деревнях до какого года доживали последние вепсы. Случайная информация может дать неожиданное открытие!.. И. Б.

qqqqq: странно браузер (причем любой) висит после ввода http://www.rustowns.com/kadu/forum/ --- -- ссылка то жива еще ? Ingrid - вы сами то как туда попали ?!

gostu: Это энтот rustowns.com "висит" похоже. А не кинет ли кто ссылку на карту Вологодской области, чтобы понять, в каком месте этот Кадуй хоть находится ?

gostu: Нашел какую-то ущербную карту, вроде как этот Кадуй находится к югу от Белого озера. Как полный дилетант в вепском вопросе, могу все-таки добавить следующую информацию про "вологодских" (наверняка монстрам-вепсологам она знакома): 1). Я много слышал от питерских знакомых, что вепсы живут (жили) в Оште и округе. 2). Как известно, согласно первой руской летописи, на Белое озеро править вепсами был отправлен "варяг" Синеус. Листая как-то раз хороший фотоальбом про вепсов, изданный в Финляндии, вычитал, что в районе Белого озера вепсы еще живут (+ фотки). 3). Как известно, Э.Леннрот объехал вепские места к юго-востоку от Онежского озера, там в некоей деревне (по нынешней классификации, вероятно в Вытегорском районе, где-то в районе знакомой автопутешественникам "срезки" на Каргополь) обнаружил вепсов, уже тотально русифицурующихся (это в 1840 году! 170 лет назад почти!). Леннрот посвятил этому событию достойный высечению на скалах литературный пассаж. Кстати, несколько лет назад я был в Вытегре в краев. музее (в церкви, причем пол-церкви использовалось по прямому назначению, а пол для музея). Никакого намека про вепсов я там не нашел. Попытки разъяснить это работнице музея - довольно пафосной старушке, - не увенчались успехом, такого слова "вепсы" она не знала...

Ingrid: У меня ссылка работает, не "висит"... А попала я туда, когда искала в инете информацию о Кадуйском районе. Мой отец родился недалеко от Кадуя в деревне Григорово - там рядом три маленьких деревеньки - Андроново, Григорово и Сидорово и расположены они были вокруг как бы центральной деревни под названием Ворон, но этого Ворона сейчас на карте нигде нет, а три деревеньки остались (я о них нашла маленькую информацию - почтовые индексы). Туда не было (и нету наверное) железнодорожного пути. И добираться приходилось от Кадуя через лес пешком или на лошади (делаю вывод, что это расстояние не больше 5 км приблизительно). О том, что в этом месте жили вепсы, документов нет... Поэтому я ищу какие-то более точные сведения... Даю ещё одну ссылку на сайт Кадуйского района. http://www.cultinfo.ru/kaduy/index.htm А это карта: http://www.cultinfo.ru/region/map_kadui.jpg С уважением, Ингрид

gostu: "В IV-VII веках на территории современного Кадуйского района обитали финно-угорские племена. Начало заселения края славянами датировано VIII веком." Да, такая вот блин у нас всегда история... Не говорю уж о том, что определить подобные временные рамки даже археологу крайне сложно...

kodima: Да, всё, что Вы, gostu, написали, конечно, известно... В Оште даже девушка-учительница в школе преподаёт вепсский факультативно... Лённрот писал про исаевских вепсов, позже о них была небольшая статья Басильера - и потом они канули в лету. Их диалект, если доверять данным Басильера, был весьма своеобразным, хоть и близким к современным куйско-пондальским говорам. Вепсов на берегу Белого озера уже и Лённрот не искал, но у меня есть копия военного билета человека, родившегося в начале ХХ в., ВЕПСА, жившего прямо на берегу Белого озера. Его родственники утверждают, что вся деревня до войны была вепсской. Вот как... А сайт кадуйский у меня не висит!

qqqqq: да сегодня все в порядке .Сайт Кадуйский доступен -- похоже в воскресенье была профилактика!

Ingrid: gostu пишет: цитата"В IV-VII веках на территории современного Кадуйского района обитали финно-угорские племена. Начало заселения края славянами датировано VIII веком." На сайте "КУЛЬТУРА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" http://www.cultinfo.ru/kaduy/index.htm есть ещё маленькое уточнение: "В IV-VII веках на территории Кадуйского района обитали племена, названные в летописях весью, отнесенные учеными к финно-угорской группе народов..." И ещё интересно - там же - о названии "Кадуй": Название поселка Кадуй происходит от финно-угорских слов: "кад" - можжевельник, "вуэй" - ручей, речка. Одним из вариантов перевода названия "Кадуй" является "можжевеловая речка"...

vilkacis: Ingrid пишет: цитатаНазвание поселка Кадуй происходит от финно-угорских слов: "кад" - можжевельник, "вуэй" - ручей, речка. Одним из вариантов перевода названия "Кадуй" является "можжевеловая речка"... Ну вот, финно-угры весь "кад" к рукам прибрали. :) В Латвии "кад" днем с огнем не найдешь, а ездил на эстонский остров Hiiumaa, так там "кад" на каждом шагу, с огромными темно-синими ягодами. :) Первый раз видел как он растет. Наверное, латыши и его название у финно-угров переняли - kadiķis.

kodima: Напротив, прибалтийско-финское (здесь фин.) kataja "можжевельник" заимствовано из балтийских языков. На вологодском сайте намудровали. Они, видимо, имели в виду образование kada- "можжевельник, багульник" + oja- "ручей", что, кстати сказать, весьма правдоподобно. В Латвии же можжевельника лично наблюдал очень много в Латгалии.

Ingrid: Я, к сожалению, не сильна в языках и не знаю, кто у кого что перенял :) Главное, что для меня очевидно - это то, что и название Кадуй явно указывает на то, что финно-угорские племена там обитали, а в исторической справке так прямо и сказано: "на территории Кадуйского района обитали племена, названные в летописях весью..." Для меня это важно потому, что рядом с Кадуем находится деревня моего отца, и хотя он никогда не упоминал, что он вепс (а может, и сам об этом не знал), но от родни своей вологодской я слышала когда-то о вепсском происхождении, только в ту пору не придала этому значения. Вот только теперь занялась вплотную выяснением этого вопроса - это же для меня как возвращение домой... Интересно, что когда я однажды услышала слово kodima, оно сразу же ассоциировалось у меня в сознании с отцом и смутные детские воспоминания подсказывают, что это слово я впервые слышала от него... Могло ли такое быть? В связи с этим у меня вопрос: как давно образовалось это вепсское слово kodima (родина)? Может быть, мне наш kodima_И.Б. и ответит? :) Заранее благодарю! Ваша - Ingrid_Н.С.

kodima: Ingrid! Это сложное слово: kodi-ma "дом + земля", то есть "домашняя земля". Кадуйский район, действительно, находится в непосредственной близости от Белозерья, являющегося родиной веси. На территории этого района находятся кое-какие раннесредневековые археологические памятники, даже более древние, чем весь. Волжские племена на Суде были в пятом веке и позже... Потом был временной разрыв (относительно небольшой), и следующие памятники в этих местах уже имели прибалтийско-финский характер (но это не значит, что они были непременно весскими). Весь - наиболее активное в колонизационном отношении прибалтийско-финское племя - достаточно поздно продвигалось в Межозерье на запад... Намного позднее, чем это любят утверждать. Вот. И. Б.

Ingrid: Спасибо, kodima, за ответ! Может быть я не совсем поняла, но вышесказанное означает то, что я "притягиваю за уши" себя к вепсскому происхождению? Возможно... Ведь у меня нет доказательств того, что в нашем роду (по линии отца) были вепсы, все говорили на русском языке... Но ведь нет и доказательств, что именно там не проживали вепсы... Александр, о котором я упоминала в начале этой темы, пишет: цитатаИз Бабаево на автобусе поднялся на Север до села Григорьевское. Не смотря на Русское название это село вепсов. Из Григорьевского поднялся на грузовике еще выше до озер, где тоже были поселения вепсов. Значит всё-таки там есть вепсские поселения? И то, что вепсы жили и в деревеньке Григорово (родина моего отца), вполне допустимо - хотя бы исходя вот из этой фразы того же Александра, которая осталась у меня в письме от него: цитатаЯ никогда не был на Северо-Западной границе Кадуйского района далее Сосновки... А Сосновка, судя по карте, находится почти рядом с границей Кадуйского района, где по другую сторону и расположена совсем близко к границе моя деревня... Впрочем, всё что я говорю, наверное, напоминает детский лепет :) Но я действительно хватаюсь, как за соломинку, за любую крохотную информацию, которая касается моего рода, потому что очень хочу вернуться к своим истокам - туда, где находится моя KODIMA!

gostu: Я просмотрел еще раз книгу, про которую говорил - M. Hämäläinen, "Vepsä". Там упоминается три деревни у Белого озера (по карте не на берегу, а западнее) - Pondala (Pondal), Voilaht, Kuja.

Ingrid: Уважаемый gostu, а не могли бы Вы меня хоть немножко просветить, что это за книга и где можно с ней ознакомиться? Я ведь совсем ещё "начинающая вепса" :))

gostu: Ingrid: одна из многочисленных вышедших в Финляндии книг о вепсах (всего, наверно, несколько десятков наберется). Но это не просто книга, а фотоальбом, фотографии черно-белые (так задумано, как я понял), автор объездил все вепские местности. До Кадуя, похоже, не доехал :(

Ingrid: gostu пишет: цитатаЯ просмотрел еще раз книгу, про которую говорил - (автор и название: см. выше). Там упоминается три деревни у Белого озера (по карте не на берегу, а западнее) - Pondala (Pondal), Voilaht, Kuja. Интересно, существуют ли до сих пор эти деревни - с теми же названиями?



полная версия страницы