Форум » Вепсы - народ и культура » Вологодские вепсы » Ответить

Вологодские вепсы

Ingrid: Мой отец родом из Вологодской обл. близ районного центра пос. Кадуй... Отца уже давно нет на свете и поэтому, желая узнать подробнее о его вепсской родине, я зашла на форум сайта Кадуйского района и оставила там сообщение... Вчера я получила интересный ответ на форуме и на свой E-mail.. Хочу процитировать здесь это письмл, которое мне показалось очень интересным и познавательным относительно вепсской культуры... ____________________ Здравствуйте! Может быть, Вы уже нашли ответ на Ваш вопрос о вепсах в Кадуйском районе. Если да - пожалуйста, поделитесь. Меня интересует история Кадуйского района, Андоги и Череповецкого уезда до 1917 года. Я не профессиональный историк. С поселениями вепсов мне пришлось встретиться много лет назад. Я сплавлялся на байдарке по Суде. Хотел сплавиться из верховьев Суды до Кадуя. Однако, до верховьев Суды добраться оказалось невозможно (Суда начинается где-то в безлюдных и глухих местах Ленинградской области). Тогда я решил сплавляться по притоку Суды (уже не помню название). Из Бабаево на автобусе поднялся на Север до села Григорьевское. Не смотря на Русское название это село вепсов. Из Григорьевского поднялся на грузовике еще выше до озер, где тоже были поселения вепсов. Удивительно добрый и гостеприимный народ. На озерах я провел несколько дней. Удивительно красивые места. Чистейшая вода. Даже жил я не в палатке, а в баньке одной старушки (не баня, а целый дом). Вечерами мы разговаривали, в том числе и о судьбе вепсов в Советское время. И с большим сожалением она мне поведала, что до революции были вепские школы, где дети учили свой родной вепский язык. После 1917 года деревни стали вимирать. Вепсы, как и остальная часть деревенского населения, стали стремиться уехать в города, по-видимому, в основном в Питер. Язык вепсов перестали учить в Советских школах. Ее сын, который жил в соседней деревне говорил по вепски, а внуки уже нет. Я надеюсь, что культура и язык этого маленького, но удивительного народа не исчезнет навсегда, как уже многократно было в истории человечества. Надеюсь, что в 21 веке люди все-таки будут более бережно относиться к культуре других народов... С уважением, Александр _______________________________ От себя добавлю, что письмо это пришло, похоже, откуда-то из-за границы. Вот такое удивительно тёплое и неравнодушное письмо... Ингрид

Ответов - 83, стр: 1 2 3 4 5 All

vilkacis: Kondiižed, Reboihižed, Paskač(ižed)? По-латышски они звучали бы: Lācītis, Lapsiņš, Zvirbulis :) А по-ливски: Okš, Rebbi, Verbļinki Ливские "okš" и "verbļinki" отличаются от вепсскиx "kondi" и "paskač". A ливское "rebbi" и вепсскоe "reboi" почти одинаковы. kodima пишет: цитатаžčš отображается лишь при переносе из текстового редактора У меня напрямую отображаются ;) Потому что в латышском эти буквы тоже есть, они у меня на клавиатуре. Их передает и электронная почта, и мобильные телефоны. У меня наоборот - русских букв нет. Приходится все писать латинскими буквами, а потом трансформировать через детранслитератор. Смотрю, в программе "Tildes birojs" можно установить на клавиатуру саамский, эстонский, финский алфавит. А вот вепсского, карельского и коми еще нет :(

vilkacis: kodima пишет: цитатаПоясню по поводу "животных" фамилий - Медведевы А какие имена у вепсов? Или как любые имена преображаются в вепсском языке? Например, латышское "Kārlis" по-ливски "Kōrli" Pēteris - Pētõr Uldriķis - Uldrõk Didriķis - Didrõk Paulīne - Poulīn Žonaks - Zūonkõ Zūonkõ - кажется, самое настоящее ливское имя. А вот и ливскиe богини: Mierjemā (Мать моря) Mōjemā (Мать земли) Lemjemā (Мать тепла) Kōrajemā (Мать пастухов) Vonjemā (Мать счастья)

kada: Приведу небольшую цитату из публикации (адрес публикации ниже). А. Н. Башенькин ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЕ “К западу от Шексны в бассейне реки Суды весь была обойдена славянскими колонизационными потоками X-XI веков и долго сохраняла свою этническую территорию, культуру, язык. По археологическим материалам, на средней и верхней Суде весь сохраняла свою культуру до конца XIII века. Финно-угорские памятники XIV-XVI веков здесь пока не изучены. Древнерусское население продвигалось вверх по Суде и ее притокам медленно, постепенно. Часть судской веси была ассимилирована к XIV веку и вошла в состав великорусского народа, а другая часть была сдвинута в верховья Суды, Ояти, Паши - в целом на водораздел Балтийского и Волжского бассейнов. По-видимому, именно на этой труднодоступной территории в условиях относительной изоляции в XIV-XVII веках и произошло окончательное формирование современных вепсов в результате слияния части судской веси и близкого ей прибалтийско-финского населения Юго-Восточного Приладожья, также сдвинутого к водоразделу древнерусской колонизацией. Вепсов - небольшой по численности народ (около 13 тысяч), проживающий на смежных территориях Вологодской, Ленинградской областей и Карелии, - языковеды относят к прибалтийско-финской группе финно-угорских народов. Большинство исследователей считает вепсов прямыми потомками летописной веси и на этом основании и весь относят к прибалтийско-финской группе. Однако это не так очевидно. Анализ основных элементов материальной культуры (жилища, керамики, женского убора, орудий труда и др.) и погребального обряда веси склоняет к выводу об отнесении ее к поволжской группе финно-угров, ближе всего к летописной мере. Об этом же свидетельствует и упоминание веси в летописи в группе поволжских финнов, по соседству с мерей, а не прибалтийских. На сегодня нет достаточных оснований считать вепсов прямыми потомками летописной белозерской веси - лишь одна из ее групп (судская) приняла участие в этногенезе вепсов, основу которых составило прибалтийско-финское население Юго-Восточного Приладожья. “ Адрес статьи: http://www.booksite.ru/fulltext/vol/ogd/atwo/1.htm

kodima: опять вернулся на форум... замечательно. Вот и Башенькин. Башенькин во многом достоин доверия (это при том, что мы-то тут придерживаемся петербургской археологической школы), что и видно из Вашей цитаты. Но если мы будем ТОЛЬКО археологией и этнографией питаться, то далеко не уйдём. Весь восточна, "волжска" лишь постольку, поскольку она шла на Белое озеро с юго-запада кружными восточными речными путями, находясь в постоянном контакте с какими-то волжскими финнами. Вепсов никто и не считает прямыми потомками веси: сейчас под названием "вепсы" остались, в основном, островки поздней колонизации с Белого озера (северные вепсы) и ассимилированные племена (Оять, южные вепсы), в языке которых имеется "чужеродный" субстратный пласт. И. Б.

kada: На севере Кадуйского района есть три деревни с названиями: Сятрумзь Пигумзь Музгумзь Никогда не бывал в тех местах, которые практически недоступны летом. Один человек, который был в этих местах рассказывал, что люди, живущие там говорят на каком-то особом диалекте. По крайней мере, их русский понимать сложно. Игорь и другие участники форума, можете вы что-то сказать об этих топонимах?

kodima: Ради Бога, подождите, я куплю карту Вологодской области (в см. 2 км.) Так разбираться сложно. Можно сказать следующее: перед нами сложные топонимы, первые (определяющие) части которых 100процентно вепсские (sätr-, pig-, muz-). Второй компонент - общий топодетерминант... УМЗЬ. Надо смотреть... Крайне интересно! Есть ещё Лилигумзь в Белозерском р-не. И.Б.

Ingrid: Из приведённой выше статьи А. Н. Башенькина: цитатаВ 1990 году при раскопках курганов X-XII веков у д. Куреваниха Устюженского района нами были вскрыты пять погребений мужчин. По черепам антрополог из С.-Петербурга С. Л. Санкина определила, что они принадлежат скандинавам, резко выделяясь по многим параметрам среди местного славянского и финского населения. Интересно, а существуют ли у вепсов какие-либо характерные антропологические признаки (и, может быть, даже не только в параметрах черепа )?

kodima: Да, есть антропологические исследования по вепсам, причём по диалектным группам. У меня есть подробная обзорная статья. Уезжаю в командировку до 12го, зайду на форум не раньше приезда!

kada: Игорь, Надеюсь, что Вы благополучно вернулись из командировки. Хотелось бы узнать Ваше мнение по поводу трех деревень. Вепсские деревни, как и русские, чаще получали названия от имен людей или географически ориентированные названия? Что Вы считаете в отношении этих трех деревень? Ответьте, пожалуйста, как Вы считаете могли ли сохраниться на территории Вологодской области гидронимы (топонимы), относящиеся к древним индоевропейским языкам? Я сталкивался с таким мнением (приводимые доказательства - аналогии с санскритом). Считаете ли Вы, что фатьяновская культура относится к индоевропейской? Есть ли основания предполагать, что существует преемственность между индоевропейской и финно-угорской (вепсской) культурами, как между финно-угорской и русской? Буду признателен, если Вы сможете прислать или дать ссылки на публикации по данной тематике (включая Судскую культуру). Антропологические исследования по вепсам, относящимся к разным диалектам, тоже интересна, особенно если проводится антропометрическое сравнение с другими близкоязыковыми и внеязыковыми группами. С уважением А. М. мой адрес: a51n98@yahoo.com

kodima: Я читал такое мнение, причём в ненаучных источниках. Ещё раз готов повторить своё мнение про преемственность населения. У нас нет никаких достоверных данных о проживании индоевропейцев в Межозерье до IIX в. Санскрит в топонимах - полнейшая чушь. Впрочем, во вполне приличных изданиях по сравнительной истории финно-угорских языков можно найти приб.-финское слово, практически не имеющее достоверных соответствий в других ветвях группы, которое совершенно всерьёз сравнивается с санскритской формой - тоже полная чушь... Если саамские, например, гидронимы и могут быть в Межозерье, то, возможно, на линии Вытегра - Ковжа - Белое озеро и НЕ ЗАПАДНЕЕ, за исключением узкой полосы примыкающей к Онежскому озеру (там также не было поселений, но какие-то группы охотников и рыболовов, передвигавшихся по воде, теоретически могли встретиться с весью, двигавшейся с востока и так передать какие-то гидронимы - и это-то маловероятно). Славяне в этих местах появляются в IX в., причём в малом числе. Ссылки я кину позже - сейчас у меня совсем стало никак со временем... И. Б.

Ingrid: kodima пишет: ...какой-то семинар "по вепсам", вдруг организованный в Вологде (информация из ГМЭ) с 29 марта... А подробнее про этот семинар можно ли где-то узнать? Интересуюсь - в рамках темы "Вологодские вепсы"...

kodima: Ингрид, куда Вы пропали?..

хость: Kodima! Может быть все ж таки поделетесь??????

kodima: поделюсь чем?.. Извините (это уже правка), понял я вас. Статья, мною упомянутая, в сборнике, который я сейчас дал читать. Координаты: Цветкова Н. Н. Антропологическое исследование вепсов. - Проблемы этнической истории и межэтнических контактов прибалтийско-финских народов. С.-Петербург, РЭМ, 1994. - с. 19 - 23; кроме того - Марк К. Ю. Антропология прибалтийско-финских народов. Таллинн, 1975 Вопросы можно в личку. Я редко когда не у компьютера. Мне вот интересно: adiv, gostu, хость - это ТРИЛИКИЙ янус?..

gostu: к adiv-у и хост-ю отношения никакого не имею :)

kodima: Спасибо за объяснение, gostu!..

Ingrid: kodima пишет: Ингрид, куда Вы пропали?.. Я здесь, вернулась! Соскучилась! Хочу общаться!!!

kodima: Ага... телефоны мои прежние. Меня не будет с 27 по 1 сентября включительно. А так всё замечательно. И. Б.

Ingrid: ну вот завтра и попробую позвонить, вечером, да?

kodima: Хорошо, но ЧУТЬ пораньше, часов в 8-9. 27го рано утром уеду ненадолго, рано вставать.



полная версия страницы