Форум » Вепсы - народ и культура » Вологодские вепсы » Ответить

Вологодские вепсы

Ingrid: Мой отец родом из Вологодской обл. близ районного центра пос. Кадуй... Отца уже давно нет на свете и поэтому, желая узнать подробнее о его вепсской родине, я зашла на форум сайта Кадуйского района и оставила там сообщение... Вчера я получила интересный ответ на форуме и на свой E-mail.. Хочу процитировать здесь это письмл, которое мне показалось очень интересным и познавательным относительно вепсской культуры... ____________________ Здравствуйте! Может быть, Вы уже нашли ответ на Ваш вопрос о вепсах в Кадуйском районе. Если да - пожалуйста, поделитесь. Меня интересует история Кадуйского района, Андоги и Череповецкого уезда до 1917 года. Я не профессиональный историк. С поселениями вепсов мне пришлось встретиться много лет назад. Я сплавлялся на байдарке по Суде. Хотел сплавиться из верховьев Суды до Кадуя. Однако, до верховьев Суды добраться оказалось невозможно (Суда начинается где-то в безлюдных и глухих местах Ленинградской области). Тогда я решил сплавляться по притоку Суды (уже не помню название). Из Бабаево на автобусе поднялся на Север до села Григорьевское. Не смотря на Русское название это село вепсов. Из Григорьевского поднялся на грузовике еще выше до озер, где тоже были поселения вепсов. Удивительно добрый и гостеприимный народ. На озерах я провел несколько дней. Удивительно красивые места. Чистейшая вода. Даже жил я не в палатке, а в баньке одной старушки (не баня, а целый дом). Вечерами мы разговаривали, в том числе и о судьбе вепсов в Советское время. И с большим сожалением она мне поведала, что до революции были вепские школы, где дети учили свой родной вепский язык. После 1917 года деревни стали вимирать. Вепсы, как и остальная часть деревенского населения, стали стремиться уехать в города, по-видимому, в основном в Питер. Язык вепсов перестали учить в Советских школах. Ее сын, который жил в соседней деревне говорил по вепски, а внуки уже нет. Я надеюсь, что культура и язык этого маленького, но удивительного народа не исчезнет навсегда, как уже многократно было в истории человечества. Надеюсь, что в 21 веке люди все-таки будут более бережно относиться к культуре других народов... С уважением, Александр _______________________________ От себя добавлю, что письмо это пришло, похоже, откуда-то из-за границы. Вот такое удивительно тёплое и неравнодушное письмо... Ингрид

Ответов - 85, стр: 1 2 3 4 5 All

Ingrid: Игорь, сегодня не сумела позвонить, а завтра не хочу Вас беспокоить перед дорогой... лучше, наверное, созвониться после 1 сентября... Удачной поездки!

kodima: 1го вечером и т. д.

reboi: Voiteik! Посещаю ваш сайт уже давно. Очень порадовали вепсско-русским словарем! На днях почитал форум. Хочу сделать пару дополнений. 1) Ingrid. Судские вепсы. Те вепсы, о которых писал Александр в письме к Ingrid, жили не на Суде, а как ясно из письма, на ее притоке, название которого он не помнит. Александр упоминает конкретную вепсскую деревню – Григорьевскую. К Кадуйскому району деревня и проживающие в ней вепсы не имеет никакого отношения. Деревня Григорьевская входит в число и ныне существующего вепсского села Пяжозеро, которое стоит рядом с рекой Ножемой – левой составляющей реки Суды. Это север Бабаевского района. По данным И.Ю. Винокуровой, еще в середине XIX в. вепсскими считались ныне обрусевшие деревни Кийно, Аксентьевская, Верхний Конец Бабаевского района (на Колошме, недалеко от впадения в Ножему). Речка Ворон. По поводу кадуйских речек Ворон и Петух – где-то читал, что это кальки с соответствующих финно-угорских названий. Если найду ссылку – сообщу. 2) Gostu. Оштинские вепсы. Да, в Оште живут вепсы. Это в основном переселенцы из Шимозера, Кривозера, Торозеро и проч. Коренное население Ошты было эвакуировано, после войны остался только один дом в деревне Куково, так как рядом шла линия фронта. Но и перед войной к этому времени коренные оштинцы по-вепсски не говорили, так как обрусели может уже в XVIII-XIX вв. А носителей языка из Шимозерья еще можно найти. Исаевские вепсы, которых нашел Леннрот. По крайней мере, вепсскими считались в конце XIX в. деревни на озере Анциферовском (отворотка на Каргополь) у Черной Слободы и на пересечении тракта с у Индоманкой. Это недалеко от центра волости – Исаево. 3) Kada. Сятрумзь, Пигумзь, Музгумзь, Лилигумзь Добавим суда еще Перкумзь (Бабаевский район), Шолгумзь (Белозерский район). Согласно Ю.И. Чайкиной («Географические названия Вологодской области. Топонимический словарь». - Архангельск, 1988. – С. 176-177, 252), формант –гумзь восходит к вепсскому haumez – «поле в лесу», «подсечное поле, пашня». Это деревни, позникшие на подсеке. Вепсские фамилии на –järv. Фамилии, фиксирующие особенности местной географии характерны для финнов (Кивикангас – «каменный бор», Ляхденахо – «поляна родника» и т.д.) и эстонцев (Лилепылд – «цветочное поле», Лилемяги – «цветочная гора»), но не для вепсов, где фамилии происходят от прозвищ или имен. Фамилии на –järv имеют эстонское или финское происхождение (järvi/järve), но явно не вепсское.


kodima: Со всем почти согласен, кроме -гумузь (Ваша версия мне хорошо знакома). Форма haamez зафиксирована лишь в Боброзере (южные вепсы, а иначе и быть не может, потому как у других показатель будет -eh). Вообще, адаптация haamez > гумзь очень проблематична. Пишите к нам, пожалуйста! Прошу всех, а Вас особенно, потому как толково и информативно ОЧЕНЬ. Хотя изложенная информация хорошо известна, но не широко, тем более, не в сети, к которой последнее время особое отношение. Информационный мир, однако! СПАСИБО! Игорь Бродский

Сура: Ingrid пишет: gostu пишет: цитата Я просмотрел еще раз книгу, про которую говорил - (автор и название: см. выше). Там упоминается три деревни у Белого озера (по карте не на берегу, а западнее) - Pondala (Pondal), Voilaht, Kuja. Интересно, существуют ли до сих пор эти деревни - с теми же названиями? Ничего, если я через 2 года продолжу дискуссию? ;) По поводу Пондалы нашёл вот что интересное: Известия за 8 авг, 2000 года. "От Пондалы к Вологде Коренной народ этого исконно русского региона числится русским лишь по паспорту Марина и Константин Яшовы -- настоящие вепсы. Так они себя гордо называют. Потому что три их дочери-школьницы свободно говорят по-вепсски. В Пондале это редкость. Виктор ФИЛИППОВ Полдюжины деревень в сосновом бору на берегах порожистой реки Иводы -- это и есть земля вепсов, которую они называют Пондала. "Наши предки обосновались здесь еще в начале XVII века", -- убежден Виктор Яшов, пенсионер из деревни Никонова Гора, написавший специально для четверых своих внучат книгу о Пондале "Моя малая родина". Даже название Вологда происходит от древневепсского слова "ваугед", что значит "белая река". В нынешней Вологодской области вепсы считаются коренным народом. По данным последней переписи населения, во всей России их осталось всего 13 тысяч человек. Накануне моего приезда в Никоновой Горе отмечали любимый праздник вепсов -- Ильин день. А наутро все, кто смог после вчерашнего, ушли косить сено, подперев входную дверь своего дома по древнему обычаю палкой. "У нас не воруют", -- кратко пояснил заезжему корреспонденту дедушка Николай Сердцов и вдруг сердито затараторил по-вепсски, адресуя свою тираду, из которой я понял только слово "газета", пьяному парню, мирно отдыхавшему в тени у забора. Тот смутился и нырнул за угол ближайшей избы. "Я сказал, что про него теперь в газете напишут, какой он пьяница", -- засмеялся дед. В Пондале с населением всего 85 человек своей школы нет, поэтому дочери Яшовых учатся в двадцати километрах от дома -- в деревне Кийно. А поскольку автобус ходит туда только два раза в неделю, то живут девчонки в школьном интернате. Их подруги вепсского языка не знают: в школе он уже год как не преподается по причине декретного отпуска единственной учительницы." Нашёл вот здесь: http://www.apr.ru/news/newsdisp.jsp?ID=1470

Сура: И ещё про Куйское веппское сельское поселение интересная заметка (правда почему-то написано "на правах рекламы", впрочем не в этом суть): Там, где Ивода-река, живут бабаевские вепсы. Когда я приехала в Бабаево и сказала, что хочу к вепсам, то услышала: - Да куда в даль-то эдакую поедете, ведь километров сто пятьдесят до вепсов-то. Но я не испугалась. Тем более что Анатолий Сватковский, глава районной администрации, обещал свезти. Только удивилась, когда он подкатил к гостинице на "Волге": - На таком автомобиле - в "тьмутаракань"? А дороги оказались отличными. Проехали Борисово-Судское - столицу бывшего районного центра, второй по величине населенный пункт Бабаевского района. Отсюда дорога пошла асфальтовыми лоскутками: то есть покрытие, то - нет его. - Дело в том, что средств пока не хватает, - объясняет Анатолий Валентинович. - Вот мы немножко и схитрили: в деревнях дороги заасфальтировали, а между ними пока обходимся грунтовкой. Но грунтовка добротная, сама видишь. И деревеньки друг к другу часто-часто стоят. Вот и Тимошино. - Это, считай, уже вепсская сторона, - просвещает меня глава. - А вообще, у нас еще в районе есть и Тимохино, и Тимошкино. Еще чуть-чуть, и мы в Куе. А песок здесь песочного цвета, сыпучий-рассыпчатый. И небо бледно-голубое, и розовеют на солнце сосны. Доехали быстро. - Это тебе не пешком идти, как раньше, - поясняют мне. - Поговорка даже до сих пор живет: как дойдешь до Куи, так и сапоги к ... Никуда, словом, не гожи. Оказывается, все двенадцать здешних вепсских деревень делятся на три куста. Местечко Куй вмещает в себя Заболотье, Кийно и Панкратово. В Пондале расположены деревни Туржино, Никонова гора, Слобода, Берег, Киндаево, Аксеново. В Войлохте имеются Марково, Вирино и Пустошка. - Всего у нас в сельсовете проживает 371 человек, 206 из них - чистокровные вепсы, - говорит Нина Анатольевна Хазова, глава администрации Куйского национального совета. - Мы, здесь живущие, если и не говорим на вепсском языке, то все равно понимаем, когда вепсы говорят по-своему. Есть у нас в районе еще одно вепсское поселение, оно от нас в стороне. Раз в несколько лет организуются на бабаевской земле вепсские праздники, куда съезжаются делегации из Вытегры, Белозерска, Ленинградской области - там тоже живут вепсы. К настоящим вепсам мы приехали в Пондалу. Это были Быстровы. Алла Николаевна засуетилась, начала "метать" на стол топленое молоко, домашнее сливочное масло, блинчики с творогом, зеленый лук в сметане. - Знала бы заранее, что приедете, коросты бы напекла - национальное наше блюдо, которое раньше только зажиточные вепсы едали. Я вам потом рецепт дам. А вот рисовая латка, тоже наше блюдо, в русской печи делается. А я дак больше всего картошку с простоквашей люблю. Творогу-то да кушайте. А в молоко топленое немного чайной заварки надо влить - и вприкуску с сахаром. Тут же, на столе, якобы между прочим, оказалась и бутылочка водки, и после первой же стопки разговор уже пошел сам собой. - Жили-то трудно, - вспоминает Алла Николаевна. - Отец сразу после войны, в 1946 году, ушел из семьи - полюбил другую. Мама беременная осталась, сестра моя уже без отца родилась. В пятидесятые годы, помню, сено в подвал прятали, чтобы не все забрали, чтобы себе осталось. Денег никогда не было. А учиться хотелось... Написала как-то записку: "Мама, не держи, я хочу учиться" и - в Белозерск, в техникум. Так и выучилась. В Пондале мы, наверное, первая грамотная семья и были-то. Я-то 24 фермы обслуживала - с ума сойти. И зоотехник, и ветврач. Тридцать лет была депутатом сельского совета - пока не случилась перестройка. По ночам, помню, и то работала. Одних почетных грамот 150 штук. На ВДНХ была. - Да уж, везде ее хватало, да и хватает, - подхватывает сестра Вера Николаевна, приехавшая в отпуск из Череповца. - В доме идеальная чистота всегда, сколько бы народу ни собиралось - а летом нас много. И скотина всегда ухоженная. Люди приходят, говорят: "Ну, у вас, как в санатории, чистота. Половики трясут, полы моют". - Вепсы вообще народ очень чистоплотный и трудолюбивый, - говорит-поддакивает Нина Анатольевна Хазова. - И у Быстровых это национальное. Как-то приезжаю к Алле Николаевне по делам. Зима, а она в решете зерно веет. Средь зимы-то. "А чего, - говорит, - семена-то надо будут". Тем временем день закруглялся. Пришел с покоса Анатолий Яковлевич. О своем житье-бытье рассказывать стал: - Я тридцать пятого года рождения. В войну боронил, помню, в десять лет; отдохнуть сел на лошадь, а меня сбросили - работай, дескать. Надо было три гектара проборонить... Дальше Анатолий Яковлевич рассказывать не мог - расстроился, на улицу вышел. - Переживает, все никак смириться не может, что положенными льготами, как труженик тыла, не пользуется. Работал еще малышом, а отсчет идет с четырнадцати лет. Попробуй докажи властям. Горько ему от этого, - вздыхает Алла Николаевна. - Его у нас все просто Яковлевичем зовут. Мать у него летом пастухом была, зимой - дояркой. Доставалось. Отец на фронте погиб. Толя помнит, как его на войну брали. На плечах он тогда мальчика нес, говорил: "Сынок, я наверно, тебя больше не увижу". Пятнадцать лет Яковлевич мой шофером был. Без дорог, дни и ночи в разъездах. Двадцать лет бригадиром в полеводстве. Трудолюбивый очень. И душевный. Бывало, пока дрова до дому везет, половину раздаст. Одна вдова по пути сосну попросит, другая - березину... - Хватит о скучном, ты лучше расскажи, как в Тотьму отправилась, а он сзади за тобой на лошади, - просят сидящие на пороге внуки. - Дак чего рассказывать-то. Замуж звал, а я же ему сказала: пока год не отдружим, никакой женитьбы. Дождался. Трех вот дочерей нажили, шестерых внуков. Надежда с Еленой в наших краях учительствуют, Татьяна в Ленинградской области живет, сегодня с зятем приедут, уже звонили из Тимошина - до туда доехали. Яковлевич мой радуется, дочку ждет. Любит их всех. У нас для всех и сердца, и двери открыты. До недавнего времени и дом на палку закрывали вместо замка. А внуков, когда за дело, и шпигануть могу, а они все равно едут. А нам и любо. Светлана ШУБИНА. Это найдено на сайте Ниссана http://www.avtomecca.ru/tam-gde-ivoda-reka-zhivut_1.html

kodima: Все эти деревни есть, вроде как Куя из них самая населённая, и там есть музейчик.

Наталья Туржина: Кому-нибудь что-нибудь известно про вепсов из деревни Туржино?

kisa: в 70х работала в борисовосудской црб .с вепсами встречалась неоднократно. обидно.что из ваших сообщений пондала и куя это гдето.это объединенные названия нескольких деревень.где мне встречались замечательные добрые приветливые и воспитанные люди. несмотря на ту глухомань.где они проживали. м б благодаря этому они и сохранились каки народ

интересующаяся: я заканчивала тимошинскую среднюю школу в 1978 году, в параллельном классе было много учеников из Куи и Пондолы. Было интересно, язык у них свой, куда всех жизнь разбросала.

andrey-njuchev: мой отец с Пондалы,из деревни Слобода.Я был там последний раз в 1993 году,а последнее время она мне сниться.Так хочеться туда съездить,но всё никак не соборусь.Может быть в следующем году.

Смелов: Наталья Туржина, мне немного известно про д.Туржино п/о Пондала.

Наталья Туржина: Смелов Расскажите,пожалуйста,что знаете! И кого

kodima: Наталья, Ваше сообщение оборвалось, непонятно, что вы спрашиваете.

akb: http://webirbis.aonb.ru/irbisdoc/kr/2011/11kp027.pdf Список населенных мест Вологодской г. за 1858 год.

kodima: О спасибо. Только надо помнить, что многие названия имели (и кое-где имеют) два названия: русское и прибалтийско-финское; обычно в такие списки попадали русские.

akd: Только я почему-то не нашел (сильно правда не искал) те местности, которые в этой ветке упоминались. Еще употребляется термин "обрусевшая чудь" - интересно, каковы были критерии данного понятия ? Родители вепсы, но сам говорит только по русски ?

kodima: Не совсем уловил: какие местности упоминались?.. По поводу "обрусевшая чудь" - какие-то обрусевшие прибалтийские финны; по-видимому, в каких-то случаях (статистических) речь идёт о самоидентификации, иначи они были бы просто названы русскими.

Елена : Моя мама родом с Кадуйского района, она родилась в деревне Юрино это примерно 5о км от Кадуя, Ее фамилия Кундова. Всегда интересовалась происхождением фамилии.А у прадеда было имя Дий .Может они тоже по национальности Вепсы ,Мне очень интересно узнать.

kodima: Кундова - прибалтийско-финская основа фамилии kunda- "общество", "община" просматривается. Дий - вполне христианское имя, у русских тоже вовсю встречалось. Кадуйский район, конечно, изначально вепсский по населению, вопрос лишь в том, когда он обрусел. Этому могут помочь исторические документы, потому что письменных свидетельств бытования вепсского языка в этой местности нет.



полная версия страницы