Форум » Вепсы - народ и культура » Вепс в высшей церховной иерархии Финляндии » Ответить

Вепс в высшей церховной иерархии Финляндии

gostu: Продолжаем прерванные летними отпусками легкие исторические экскурсы :) На сей раз из книги Erkki Piiroinen "Tsasounien Karjalassa", повествующая о событиях 1941-44 года. "Архиепископ Йоенсуу Михаил (Филин) (Mikael Fiilin) получил разрешение военного командования посетить свою родину Kaskesoja ("Каскес-ручей") и встретиться со своей сестрой и другими родственниками... Вепское село Kaseksoja было в свое время большое и зажиточное, что еще заметно еще тамошним зданиям. В настоящее время в селе проживает около 500 человек, почти все исключительно вепсы... Я услышал, что один богатый купец почти сто лет назад построил на свои средства церковь в селе. Кроме этого, были две часовни. В советское время церковь превратили в клуб, а часовни - в склады. Сельчане сообщили, что и сейчас имеются люди, которые в свое время выносили оттуда иконы и занимались переделкой храма. Интересно, что в данный момент они занимали какие-то посты в местной финской военной администрации. С приходом финской власти верующие сельчане очистили церковь, снесли клубную сцену, вновь установив алтарь, и принесли старые иконы. Священниками в округе Шелтозеро, куда входит и Kaskesoja, служили Yrjö Loginen и Анатолий Ортамо. Они совершали крещения и учились вести службы на вепсском языке. Архиепископ Михаил повел меня сначала показать его родной дом. Это было большое двухэтажное здание с балконом, крыльцом и украшенными окнами, ныне заброшенное. Здесь он провел детские и юношеские годы. И сейчас он очень хорошо говорил по-вепсски. Отсюда он отправился в Петрозаводск, в учительскую семинарию. После этого он стал сначала дьяконом, а потом священником в Лужмаярви (Lusmajärvi), а затем в Реболах (Repola). После революции он сначала отправил свою семью в Лиекса (Lieksa), а потом и сам стал беженцем в Финляндии. Православный приход Йоенсуу нуждался в священниках, и Филин стал таковым в 1923 году... Весть о приезде Филина быстро распространилась по селу. Все желающие не смогли вместится в церковь. Он отслужил традиционную службу, а после этого была проповедь на вепском языке. В ней архиепископ говорил о важности уважать труды своих предков, сохранять веру и содержать в порядке церкви и кладбища. Он сказал, что надо простить тех, кто пытался уничтожать церкви и религию. На следующий день был деревенский праздник - день богоматери . В церкви собралось более 300 человек, из них приняли Святое Причастие почти треть. На этот раз в своей проповеди на вепском языке Филин подчеркнул важность воспитания родителями своих детей истинными христианами и честными людьми... После этого была провдена поминальная служба на кладбище, где архиепископ преклонил колени на могиле своего отца... " И т.д...

Ответов - 3

scooter: Добрый день! А есть ли продолжение? дело в том, что моя бабушка, Раиса Ивановна Филина, родом тоже из Каскесручья. Они с мамой во время войны уехали за Онежское озеро. А когда финны заняли деревню, то туда приезжал двоюродный брат ее отца (по ее словам), который остался в Финляндии после революции. Это ей спустя годы рассказали те, кто остался в деревне во время войны. Т.к. во времена советской власти все это рассказывать было не безопасно, то это все, что я знаю. так что был бы очень благодарен за дополнительную информацию. sergey.nagaev@yahoo.com

ммм: Скорее всего, продолжения нет. В интернете можно найти сведения, что Филин умер в 1950-х годах.

scooter: жалко. ладно, попробую найти русский перевод книги.




полная версия страницы