Форум » Вепсы - народ и культура » Вепсы и национализм. » Ответить

Вепсы и национализм.

adhd: Я считаю что малый вепсский народ должен знать историю своего народа. Я считаю что вепсам надо больше преподовать великую историю малого народа. Я сейчас изучаю историю вепсов. Считаю, что вепсы должны гордиться своей великой историей.

Ответов - 3

adhd: ВЕПСЫ - ДРЕВНИЙ НАРОД СЕВЕРА Еще до того, как славянское население достигло берегов Ильменя и Волхова и были совершены первые поездки скандинавов на восток, на территории между Ладогой и Белым озером - в области древнего проживания вепсов уже находилось прибалтийско-финское население, хоронившее своих умерших в грунтовых ямах или "домиках мертвых" -небольших поставленных на дневной поверхности бревенчатых срубах. Первым предпринявшим (1824 г.) исследовательскую поездку в землю вепсов академик А.И.Шегрен сопоставил их с древней весью, упомянутой в работе готского монаха Йордана (около 550 г.). В ней также упоминаются чудь, меря и мордва. Порядок перечисления этих народов свидетельствует, что водный путь из Северной Европы по Волге в арабские страны был уже известен в Европе. В эпоху викингов народ виззи или виз уже хорошо известен: он упоминается в известном сочинении Адама Бременского (около 1075 г.). В текстах арабских геграфов и писателей рассказывается о связях между Булгаром - торговым центром Волжской Бул-гарии эпохи викингов, расположенным на границе исламского мира с северными народами и древней весью. ( Согласно начальной летописи Нестора весь являлась 1 древнейшим населением района Белоозера. Летопись также ; упоминает ее в перечне северной группы племен в рассказе (862 г.) о призвании варягов (викингов). Пришедший с Рюриком "брат" его Синеус получил в управление Белоозеро. Древние вепсы таким образом по данным летописи играли значительную роль при основании Древнерусского государства. На Волхове в середине VIII в. возникает Сарая Ладога, Альдейгь-юборг скандинавских саг как центр международной и региональной торговли, производства ремесленных изделий. По Волхову викинги и русь отправляли на юг предметы вооружения,рабов и пушнину. Из стран арабского халифата на Русь, в Финляндию и Скандинавию поступало серебро, которое в лучшие времена добывалось на приисках вблизи Ташкента до 30 000 кг. Быстро развивающаяся восточная торговля увлекала в свою орбиту местное население, которое поставляло в торговые центры перекупщикам пушнину. Раскопки свидетельствуют, как уже в 780-е.годы в Старой Ладоге массово производились стеклянные бусы для последующего обмена на ценные меха. Стеклянные и деланные из различных пород камня бусы представляют собой наиболее массовую категорию находок на всей обширной территории севера. Потребности и конъюктура восточной торговли изменили всю картину культуры северных народов. Коренное население заимствовало чужую для них по происхождению форму погребального сооружения - курган, а в инвентаре погребений появились новые вещи: на высоком профессиональном уровне изготовленные предметы вооружения и украшения. Самые ранние курганы появляются в юго-восточном При-ладожье в 860-е годы, прежде всего в нижнем течении рек Паши и Ояти. В этих курганах фиксируются следы более древних "домиков мертвых": мужчинам отведена восточная половина, женщины захоранивались на западной; имеется очаг с полагающимся к нему инвентарем - котлом, сковородником и лопаткой для угля. Богатство инвентаря говорит о прибыльной торговле пушниной. В погребениях Х-Х1вв. обнаружено большое количество мечей, наконечников копий и боевых топоров, что свидетельствует о выделении из среды местного населения активной, достигнувшей успеха в охоте и торгов-ле группы. Это все способствовало также развитию местного производства металлических предметов и украшений и, в целом, развитию ремесла. На этой территории - прежде всего на р. Паше - выявлены чисто скандинавк-сие захоронения, что указывает на то, что в среде древних вепсов постоянно проживали скандинавы: покупатели и посредники в торговле пушниной. На Белоозере имеется лишь одна группа курганов на р.Кама. Граница распространения курганов на востоке соответствует линии водораздела между бассейнами Балтийского моря и Волги. К югу от Белого озера в бассейне р.Чагоды курганы представлены древнерусскими насыпями, в то время как на р.Суде курганы принадлежат местному финно-угорскому населению, заимствовавшему от соседей форму погребального сооружения, передатчиком влияния в этом случае может быть древ-невепсское население юговосточного Приладожья, в культуре которого обнаруживается много сходных черт. На р.Суде в УП-ХШв. существовала и развивалась местная древневепсская культура, у которой начиная с самых ранних этапов имелись связи с культурами поволжских финно-угров (меря, мордва, мурома). Формой погребального сооружения этого населения еще в Хв. был "домик мертвых", лишь на смене тысячелетий в эти культуры проникли прибалтийско-финские влияния. Материал единственного археологически исследованного поселения на этой территории рассказывает о производстве и обработке железа, изготовлении украшений из металлов и изделий из кости, занятиях международной торговлей (западноевропейские монеты, украшения западного и восточного происхождения, булгарская керамика). Из костного мате-риала поселения подавляющая часть принадлежала костям бобра, что сви детельствует о значительной доле пушной торговли в местной экономике. Наиболее древние из известных памятников района Белого озера и р.Шексна относятся к концу 1Хв. и первой половине Хв.. Исследованные на этой территории поселения и грунтовые могильники соотносятся с прибалтийско-финским населением - весью, иными словами - с древними вепсами. Более поздние поселения Х1-ХШвв., количество которых по сравнению с предшествующим временем увеличилось вторе, фиксируют уже приход нового населения. Следы славянской культуры здесь видны уже начиная с Хв., однако собственно влияние начинает наглядно проявляться лишь с Х1в., но и тогда лишь в контексте с финно-угорскими элементами как в украшениях, так и в керамическом материале. Поселения и могильники этого времени принадлежали небольшим коллективам численностью в 15-40 человек. Земледелие в эти районы пришло лишь на рубеже тысячелетий с переселенцами из Новгородской земли. На реке Шексне в Хв. возникают два наиболее крупных поселения, Белоозеро в верхнем течении и Крутик в 30 км от него к югу. Оба возникли как торговоремесленные поселения и являлись в то же время центрами контроля и обслуживания водных путей. В древнейших культурных слоях Белоо-зера обнаружены основания бревенчатых домов, деревянные мостовые улиц и, по их краям, остатки косо стоящих жердей изгороди. Эти частоколы являются одним из ранних проявлений традиционного финно-угорского типа изгороди. Очень много встречено при раскопках импортных предметов: бусы стеклянные, многие из которых имели скандинавское происхождение, западноевропейские серебряные монеты, скандинавские и прибалтийско-финские фибулы, замки, бронзовые рукояти огнив со стили-зованым орнаментом из Прикамья, фризские гребни, византийские стеклян-ные браслеты, булгарская керамика и причерноморские амфоры, прибалтийский янтарь, грецкие орехи. В первую четверть Х1в. этот древневепсский город сгорел. Построенный на его месте новый город ХП-ХШвв. был уже древнерусским и по отношению к его жителям применялся термин "белозерцы". В конце Х1Ув. жители города переселились на новое место на берегу Белого озера, где возник совре менный Белоозерск. Крутик представлял собой древневепсский торгово-ремес ленный центр, прекративший свое существование уже в первой трети Хв., когда еще славяне не достигли этой терри тории. На поселении не встречено находок, относившихся к занятию земледелием, но в значительном количестве обнару жены связанные с изготовлением и обработкой металлов горны, тигли, литейные формочки, инструменты кузнецов и их продукция, изделия из рога и кости, а также полуфабрикаты. К области торговой деятельности следует отнести стеклянные и каменные бусы, украшения скандинавского, прибалтийско-финского и восточного происхождения, бул-гарскую керамику, арабские монеты, чашки и гирьки от весов, о большом значении охоты рассказывают наконечники дротиков и стрел, манки, а также амулеты: подвески из рога, изображающие бобра, клыки медведя и куницы с отверстиями. Из кос-тного материала две трети принадлежало диким животным, из которых наибольшая часть принадлежала бобру. Арабские источники и рассказывают о шкурах бобра, которые поставлялись из "земли Вису". В эпоху викингов зона расселения древневепсского населения простиралась от юго-восточного Приладожья до Белого озера и верховьев Волги, где их соседями были уже относящиеся к поволжским финно-уграм племена. Несмотря на существующий водораздел между бассейнами Балтики и Волги, связи поддерживались через систему волоков. С Ояти попадали на Суду, из Паши на Колпь, а с Сяси на Чагоду и Мологу; оттуда по Шексне на Волгу. Использование этих путей документируется также найденными на их протяжении кладами монет 1Х-ХГвв. Древневепсское население района Белого озера уже в ХИв. раст-ворилось среди пришедшего с территории Руси нового населения. Древнерусское государство было заинтересовано взять под контроль стратегически выгодные водные пути. Из Белого озера вели вполне пригодные для передвижения пути в Онежское озеро, на Северную Двину, а также через Шексну на юг. Отсюда, таким образом, сравнительно легко было попасть в Заволочье, на Белое море и к Уралу. Политика освоения этих территорий вызывала противодействие, но восстание в суздальской земле было подав-лено Ярославом в 1024 г. Часть веси ушла из этого региона на Вепскую возвышенность к верховьям Ояти, Паши и Суды, где была ассимилирована там проживающим родственным населением, вместе с которым приняла участие в формировании вепсской народности. В юго-восточном Приладожье и на Суде древневепсское население и культура без каких-либо помех продол-жили свое развитие до ХШв. В связи с вепсами и всей населенной финно-угорскими народами территорией Русского Севера встает вопрос о Бьярмии и бьярмах, богатом торговом народе, с которым особенно у норвежцев были тесные связи, начиная с эпохи викингов. Наиболее известный и древнейший источник, в котором упоминается легендарная Бьярмия, это выполненный в конце 1Хв. королем Альфредом Великим перевод "Истории" Орозия, снабженный дополнениями с целью привести этот труд в соотвествии с уровнем знаний конца IX столетия. Дополнения содержат донесение норвежца Оттара о плава нии от берегов Северной Норвегии вдоль побережья Север ного Ледовитого океана на восток (вероятно между 870 и 8 гг.). Плавание длилось 15 дней, но место, куда прибыл От-тар, не указано в рассказе и является предметом научных споров. Часть исследователей верит, что он приплыл к уст реки Варгуза в Канталахти, по мнению других бьярмы пр< живали к югу от Кольского полуострова и Белого моря и, таким образом, Оттар достиг Северной Двины. В саге об Олаве Святом рассказывается о другой поездке, совершен ной около 1026 г. во время которой норвежцы Карл, Густе и Торе Хунд прибыли в Бьярмию и высадились на берегу Северной Двины, где они в большом количестве купили шкурок белок, бобров и соболей, после окончания ярмарю они ограбили могильник бьярмов и сокровища их бога Йомала. Поездки норвежцев в Бьярмию закончились во второй половине ХШв.. К тому же времени относятся известия о прибывших в Норвегию бьярмах, бежавших от монголов Чингизхана. Скандинавские средневековые источники гс ворят о двух Бьярмиях, ближней, вероятнее всего распол женной на побережье Кольского полуострова, и дальней, находящейся к югу от Белого моря. Бьярмия саг таким о( зом располагалась на Белом море между реками Онега и Варгуза и в нижнем течении Северной Двины. Из Бьярм! проходил путь к Ладоге и Волхову, к Альдейгьюборгу. Известия о расположении Бьярмии являются спорным тому же на берегах Белого моря не найдены следы таког населения или торговых мест, о которых рассказывается сагах. Вероятнее всего понятие Бьярмия менялось во вре ни и обозначало расположенную за пределами население то время земли известную своими пушными богатствам* территорию, которая сокращалась по мере того, как обширная зона тайги осваивалась оседлым населением. Ученые много рассуждали на тему, кто же были бьяр Едины лишь в том, что речь идет о финно-угорском нас< нии. Уже из донесения Оттара известно, что лапландцы бьярмы говорили на похожем языке. Согласно общепринятому представлению, бьярм является сканди кой формой слова пермь. С Северной Двины легко попа( на Каму, на территорию Перми, где в железном веке рас лась процветающая культура, влияние которой достига Финляндии и Северной Фенноскандии. Согласно Куста; Вилкуна слово бьярм или пермь обозначало профессию, национальность, и пермь следовательно обозначала кар ких торговцев и промысловиков. По Хейкки Киркинену наименование бьярмы включало в себя северные групга торговцев пушниной из числа коми, вепсов и карел. На территории загадочной чуди заволочекой, распол ной в средневековье на север от р. Сухона, восточная граница которой проходила по среднему и нижнему течению Северной Двины и западная по р. Вага, и на которой имелись самые благоприятные возможности земледелия на всем Севере, обнаружены грунтовые могилы Х1-ХШвв., в инвентаре которых имеются вещи как прибалтийско-финского, так и восточно-финнского происхождения. Срубные конструкции погребений - традиционный элемент могил населения северных групп финно-угров - бесспорно свидетельствует о связи с прибалтийско-финскими народами. О деятельности древних вепсов и влиянии их культуры в последние годы получены новые данные при раскопках курганов на Заонежском перешейке и северном берегу Онежского озера. Очевидная связь с приладожской курганной культурой дает основание предполагать, что имело место пересе-ление населения с юга на север. Интересные могильники обнаружены также на южном побережье Кольского полуострова на левом берегу р. Варзу-ги в деревне Куземень. Из могильников древнейший относится к Х1-ХИвв. и второй ко второй трети ХПв.- первой четвети ХШв.. Украшения из могил представлены типами, обычными для территории юго-восточного Приладожья и Белого озера, имеются также аналоги и с Волги. В инвентаре смешаны прибалтийско-финские поволжские и пермские традиции. Антропологически погребчнные близки лопарям. Идчт речь тогда о финнизированных лопарях - еще об одной участвовавшей в северной пушной торговле группе насееле-ния? К ХИв. большая часть этой территории была уже включена в состав Древнерусского государства. В документе 1137 г. перечисляются погосты - центры сбора дани на За-онежской территории по рекам Онега и Северная Двина. Некогда большая населенная финно-угорскими народами территория оказалась разрезанной на куски, из которых за древними вепса-ми остались районы, на которых они и поныне известны. Археологический материал долго был единственным источником по ранней истории вепсов. После того, как в ХШв. погребальный обряд сменился на христианский, археологические данные более не поступали и вепсы "потерялись". Средневековые книги и письменные источники Нового времени не рассказывают ничего относительно вепсов. Начался продолжавшийся столетия период затишья, который завершился усилиями А.И.Шегрена в 1824 г., который "нашел" группы населения, называвшие себя "жепслаи-зед" "лыдикелед" "тсхарид". Этот народ Шегрен отождествил с потомками древней веси. http://www.vepsia.ru/history/istru.php ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВАМ ВСЕМ ЗА ЭТОТ ФОРУМ!!!

kodima: Да, конечно, но отчего "Вепсы и национализм"?.. Если, конечно, понимать национализм, как Карлис Улманис: "Националист - это человек, ставящий интересы своего народа выше собственных", то да...

adhd: Vepsien maa – Soudjärven ranta. Nyky-karjalan kielen ehkä on kanta, männikköharjujen hiekoissa näissä, jokien suissa ja niemen päissä, missä mittelöi katajansukuinen kansa vuosisataista elämänkamppailuansa. On venäjä läheinen, enhän voi kieltää, Mutta vepsääni rakkaimpaa ei ole kieltä, Koska siitä on minulle avautuva Pienen syntymäseutuni pysyvä kuva. Просто прекрастные стихи на финском. http://www.vepsia.ru/mod_culture/mc_liter.php



полная версия страницы