Форум » Вепсы - народ и культура » "Вечерний Петребург" о вепсах 27 сентября 2013 года » Ответить

"Вечерний Петребург" о вепсах 27 сентября 2013 года

АК: По поводу статьи в «Вечёрке» о вепсах. Небольшие соображения. 27 сентября 2013 года в «Вечернем Петербурге» появилась статья про вепсов г-на Прудникова. В любом случае спасибо ему за статью: мало о вепсах пишут. Я просто хотел бы прокомментировать несколько строчек или абзацев из статьи, мне кажется, что это важно. Начинает автор с такого наблюдения: «Жители, населяющие Межозерье, как две капли воды похожие на Лелей и Снегурочек с полотен Васнецова...». Так что желающих знать, как выглядят вепсы, отсылаем к этим самым полотнам. Итак: «Первый раз официальное их (вепсов) число сократилось в советское время, когда вепсом (чудью, чухарями) называться стало непрестижно, в паспортных столах утверждали, что такой национальности нет, и многие записывались русскими. Второй раз — в наше время, когда из-за безработицы они впервые за свою историю начали массово переселяться в города, приспосабливаться к новой жизни, оставляя на прежнем месте родительские дома, язык, корни…» – численность вепсов неуклонно снижается уже с довоенного уровня, и не «первый» и «второй» раз, а постоянно, беспрерывно. «Центр Межозерья — село Винницы. Славяне когда-то говорили — «Тут вепсская столица». А вепсы — «Приходя в Винницы, забудь вепсский язык». – вернее, «свой язык дома оставь». Винницы – это русский посёлок, с русским языком общения, и так было всегда. А славяне (какое слово!) когда-то говорили, что «тут вепсская столица». Надо бы их спросить, с чего бы это они... «И только через год удалось собрать первый полноценный хор из бабушек, которые помнили и знали немало старинных песен.» – Я был бы счастлив услышать это «немало старинных песен» в исполнении полноценного хора, надеюсь (но очень сомневаюсь!), что автор слышал хоть одну. «И фестиваль (Древо жизни) играет ключевую роль в сохранении национальной культуры… Не будь его, возможно, давно уже вепсов можно было пересчитать по пальцам.» – Комплимент незаслуженный. Этот праздник сегодня такой же «вепсский», как Винницы – вепсский посёлок. На пересчитывание вепсов по пальцам никак не влиял и не влияет. «В каждом доме тут пекут «калитки» — открытые пирожки с рисом или картошкой.» – Национальные вепсские калитки с рисом – это всё равно что суши с солёным огурцом. Да, такая замена в Карелии бывает... а рис тут растёт в каждом дворе. «Проблемы, которые ведут к подобному увяданию, стандартны для страны. Совхозы и лесхозы, которые когда-то обеспечивали занятостью каждого деревенского жителя, позакрывали.» – Абсолютно верно! Но на их месте уже ничего и не будет. «Не хотят сегодня люди работать, вот в чем дело, — горько посетовала 85-летняя жительница деревни Немжа Зинаида Лёвкина.» Она права – и это становится ясным из того, что она считает РАБОТОЙ: «До войны она ткала вместе с сестрами лен, пахала, косила, жала, молотила ячмень и овес. После войны Зинаида Лёвкина 15 лет работала рубщицей леса. С утра до вечера пилила двуручной лучковой пилой вековые деревья, очищала их от сучьев. В 49-м году в лесхоз поступили первые механические пилы — весили они 16 килограммов, приходилось управляться и с ними…» Речь идёт о тяжелейшем труде, свойственном любому традиционному земледелию XIX века и полуневольничьему советскому хозяйству, где женщины пилят вековые деревья пилами. Сегодня нет ни того, ни другого. И не будет, оттого что не может быть… Так что дело не сколько в том, что люди не хотят работать, сколько в том, что не могут и не хотят ТАК работать. Можно ли их в этом винить? «И добавляет, переживая за свою деревню: — Отец из нас пятерых никого в город не отправил. А сейчас все уезжают…» – Здесь ключевое слово «отправил»: сегодня та патриархальная семья, из которой «отправляли» или «не отправляли», ушла в небытие. Уехал – да и всё. «В деревне вот уже 20 лет нет своей школы: ребят в 8 утра увозит в соседние Винницы автобус, а в 16.00 возвращает домой. С недавних пор нет почтового отделения, а также медпункта. Магазин работает пять раз в неделю с 8 до 15 часов: продают товары первой необходимости. А сотовой связи не было никогда.» – Добавим к отсутствию какого-либо здравоохранения полное отсутствие работы и транспортную изоляцию… Найдём после этого такого экологически ориентированного мизантропа – молодого человека, который стремится жить в этих условиях. Получится ли? «Последнее поколение вепсов живет, — поделился со мной один из жителей Межозерья, — уйдут нынешние бабушки, которые на вепсском языке говорят, — и кончится наша история. — Вепсы три раза исчезали, а потом как ни в чем не бывало появлялись, — высказала противоположное мнение другая местная жительница. — Сейчас мы своим детям и внукам передадим наши предания, научим языку. А потом они — своим. Точку ставить рано.» — Молодец эта другая местная жительница. Сейчас каак передаст предания (интересно, какие), каак научит языку (тут молчу совсем)… Ой-ёй-ёй. «Почему вепсский язык не преподают в местных школах? Председатель комитета по образованию Подпорожского района Надежда Воробьева: — Решение о введении дополнительного предмета, согласно законодательству, принимается на уровне образовательного учреждения, то есть самой школой. В Винницкой школе не считают нужным вводить в обязательную программу вепсский язык. Во-первых, нет такой потребности. Во-вторых, не все родители хотят, чтобы их дети обязательно изучали неродной для них язык (жителей с вепсскими корнями в Винницах сегодня 57% населения). Однако вопрос этот открытый — все зависит от самих винничан!» – Это повсеместная и старая национальная проблема. Язык не государственный, не «титульный» – значит, он никому не нужен. А винничане не захотят, потому что – см. выше. Нет такой потребности, ясно? А в действительно вепсских населенных пунктах ВСЕ школы старательно и не так давно закрыты, между прочим. А попробуйте-ка их восстановить! Ломать – не строить. Напишите-ка об этом! Ну и – напоследок: «Кстати!» «До сих пор ученые спорят, откуда пришли вепсы. По одной версии — с территории нынешней Финляндии, по другой — из Прибалтики, по третьей — с Урала.» Интересно мне было бы узнать, какие это ученые так интересно спорят? На психиатрическом отделении, наверное?.. И, наконец… и это совсем грустно, и прямо руки опускаются, читаючи-то: «Некоторые народы (и языки) финно-угорской группы, к сожалению, сегодня исчезли — это мурома, мещера, меря, карагазы.» Особенно символично для качества статьи это последнее «КАРАГАЗЫ»… Вы, г-н автор, поищите про этих финно-угорских карагазов-то что-нибудь… А ведь не найдёте. Подскажу, что в природе есть такие КАРАГАСЫ. Почитайте про них; можно и посмотреть на них, живы и здравствуют… и безмерно удивились бы они, узнав про свою финно-угорскость. Но точку, и впрямь, не стоит ставить. АК

Ответов - 0



полная версия страницы