Форум » Вепсы - народ и культура » СКАЗКА ПРО ВЕПСОВ с грустным концом! » Ответить

СКАЗКА ПРО ВЕПСОВ с грустным концом!

joucnen12rved: СКАЗКА ПРО ВЕПСОВ (с грустным концом) Грязный пасквиль, написанный неблагодарной петрозаводской свиньей. Хочу написать всё, что обдумывал долго о вепсах и их будущем, а точнее, об его отсутствии. Конечно, отсутствии, если так все дальше пойдет. А чтоб иначе дела шли, нет причин. Я смотрю со стороны (карел). Я вижу и знаю достаточно, чтобы это написать. Хочу это сделать в таком кратком стиле, как некоторые умеют. Попробую. Сказка эта выдуманная, все действущие лица тоже и в реале таких нет (хотите – верьте, не хотите – как хотите). Что было. Жил-был народ чухари, живший до революций 17 года бедно, беднее и хуже соседей. Про культуру и язык никто не вспоминал. Этим языком немного можно было сказать, только дома и на деревне. Всё. Людей даже со средним образованием не было у вепсов. Потом пришли большевики и стали по своему образцу строить национальную жизнь. Притом вспомнили про вепсов. Привлекли их и худо-бедно сделали литературный язык, образовали некоторых людей, наладили школу на вепсском языке, это большое было дело, потому что и до того, и потом не было этого. Напечатали учебники такие, как арифметика, естествознание и география. Таких сейчас нет, только старые можно скачать. Язык был такой, как люди говорили на Ояти. Энтузиазм был пятилеточный. А потом Великий друг вепсского народа язык запретил, подозрительный больно, а книжечки сожгли. Что происходит сегодня. Люди, народ, язык. Вепсское общество в Северной Республике на Озёрах всё время настойчиво убеждает всех, что там единственный и неповторимый центр вепсского языка, науки и культуры. Так было когда-то, точно. Но уже давно не так. Единственным настоящим учёным по вепсскому языку была МАРИЯ Зайцева. Но как только появилась теперешняя «Мать Вепсского Языка», ту Зайцеву выбросили из ИЯЛИ и дальше хаяли как умели. Настоящего языковеда сменили языкознатцы. В культуре ни одной человеческой фигуры в этом царстве вообще не видать. Что это за «вепсские» люди на виду в Карелии и подопечных Винглах-Видлах? Это типичные «спойлеры». Люди, которые ничего по-настоящему толком не знают, не умеют, но зато у них есть великие Амбиции, необоримое желание строить из себя «Лидеров Национального Движения», «Великих Учёных», «Матерей народа (языка)», «Вепсских Лённротов». Всё, до чего они дотрагиваются, гниёт и разваливается. И потому те спойлеры сидят у кормушки, что долго, верно выполняют Заказ. Других голосков не слыхать! Их заглушает поток восхищения Славными Победами Развития (читай Загубления) вепсов в Городе у Озера. Всё Общество вепсской культуры – это такая же типичная спойлерная организация, она направляет кучку людей в удобно-нужное начальству русло. Она играет свою роль «от имени вепсов», это от её имени наверх проводят удобных людей. Можно министра, можно выцэ-Министра. В любом случае, ОВК – это труп, коллективный национальный зомби. Великая Руководительница народа, организующая себе непрестанный поток дифирамбов, оказывается, бывший «учёный». Только она что-нибудь научное не пишет уже много-много лет. Потому что напала на золотую Национальную жилу. Теперь она может изготавливать только бесконечные демографические обзоры и «выступать в защиту вепсов» от их имени. А это для каждого честного вепса уже должно быть оскорбительным! К слову, эта Великая Крокодилица и по-вепсски говорить не умеет. И даже виду не делает! Была когда-то Вепсская национальная волость в Карелии. Многие знают, бывали там в то время. В этой «волости» национального было только название. Потом получились «нац.поселения», которые тоже национальные на бумаге, да в них русских уже подавляющее большинство жителей, посмотрите статистику по переписям! Подумаем, кому и зачем нужна была такая «национальная волость» в своё время. Кто от неё долго так избирался депутатом и блага получал, кваритиру, например? Тот, наверно, кто больше всех ратовал за её создание. Представим себе такую интересную воображаемую картинку: а вдруг тому человеку волость-то была нужна только для депутатства? И вообще всё «вепсское»? Вдруг? Доказательство простое: не было никакого «национального» содержания в этой волости, его никто и не думал создавать! Представим себе человека, который много лет назад что-то там научненькое писал, потом перешёл на доклады и речи, почти все бессмысленные, пустые сотрясения воздуха, зато получил ох сколько! И наездился по заграницам, медальки получает, народ так и «представляет» повсюду. Представим! Наверно, сегодня не надо депутатом уже быть. Сегодня достаточно своих людей продвинуть на нужные места, вплоть до министерских и их заместительсвующих – и довольно будет. А кто не так вякает – отстранять и гнобить. Думаю, логичный, хороший, правильный метод. И поддерживать (как указывают тебе правильно известно откуда) только такие мэроприятия по культуре и языку, которые или откровенно вредительские, или точно ни к чему хорошему не приведут. Вредительские, кстати, они могут быть по неразумию или незнанию исполнителей, они ведь тоже люди. Им надо только почестей, славы, презентаций, хочется называться Деятелями, ничего что непонятно за что. Примитивная демагогия царит во всех бумажках и выступлениях этих болванчиков в Рэспублике. Зато мы умеем формировать группы влияния! из тех самых девочек, которых называют «поколение молодых квалифицированных специалистов» (при одобрении начальства). Вот теперь об теперешних исполнителях и надо поговорить. Без лиц, конечно, они все примеры такие, выдуманные, в жизни-то наверно другие. Языкознатцы северные. Особенно первая величина хороша! Ничего, что базового образования не видать угро-финского, знаний хватало на неплохие дела сначала. Ничего, что в диссертациях ни одной своей мысли нет, только «введение в научный оборот». В БСЭ пишут жестокие сволочи: «Докторская диссертация является самостоятельной исследовательской работой, в которой содержится теоретическое обобщение и решение крупной научной проблемы, представляющей значительный вклад в науку и практику.» Описание части речи в языке под такое не подпадает, особенно если ни одной своей теоретической идеи нет, а цитируют только чужое и рассуждают, что такой-то дядя был больше прав, чем другой дядя, видимо. Такие вот языкознатцы. Но сперва справлялись с налаживанием литературного языка, помогал знающий товарищ, но он был не вечный, к сожалению нашему. Дальше и крыша ведь может поехать. Тогда начинаем нести ахинею томами. Новые словари печём и Эпосы, много нарезанной бумаги, переплетенной за гос.деньги. Что написано пером, понимаешь, то не вырубишь и топором. А прэзентаций скока, мать честная! Ох, не надо бы эти словари писать, глядишь, попадут в лапы московским и питерским докторам! а те уже «словари» как сборники анекдотов друг дружке показывают, издеваются, хохочут и нахваливают. Ежели ведь не покажешь своего неумения, промолчишь – так все думают, что ты умный. Лучше незнания стыдного не показывать, правда? А язык теперь вепсский литературный тоже такой, кажется, что мать родная не узнает. Для того особенно смотрим вепсярскую стенгазету. Хотя нет, правильно, «Родная мать» только и узнает. Представим себе, как трудно писать в эту газету по новым «правилам» и только словами «Новых словарей», ой сочувствуем! Не хочется злыми быть, а вы сравните «Новые словари» вепсские и большой ливвиковский словарь. Ночь и день, до карелов как до небес!! (тут опять-таки всё воображаемое.) Язык придуман такой, что аналогов ему нигде не сыщешь, потому что таких болванов от науки больше в России нигде нет. Надо же, придумать такую мову, на которой никто нигде не говорит! И потом навязывать её всем, прекрасно сознавая, что это прямое уничтожение вепсских диалектов! И на латинице, на которой в деревне в нашей стране никто не читает и не станет читать!! А ещё хорошо переводить Библию, ни во что не веря. Не читают, вот беда, некому, никто не осилит и страничку, да и в церкви вашей никому не надо – но это же денежная работа, а жить хочется. Бывает ещё слабенький Фольклорист, которого выдают за языкознатца, но по диссертации и так всё видно. Наверное, такой фольклорист считается наследником дел Главного языкознатца. Упаси боже бедный город у озера от таких наследников. А человек хороший, говорят. Ещё в легендах есть Единственный учитель Единственной в своём роде Школы имени древнего подобия Солнца вепсского языкознацтва. Бедный, на него свалили педагогику с методикой, а он ни в зуб ногой, и учиться у него (у других тоже) никто не хочет. Жалко – ведь какие учебники кропает (вместе с редактором Стенгазеты)! Начальству нравится, потому что по ним ничему не научишься. Красиво тоже печатают. В красках. Видится мне, есть там большой, Главный Начальник, который по молодости и при ненужных свидетелях объяснял, что в гробу видел родной язык. А теперя он его как Обожает!! Под ним должен быть и Половинный Начальник, который ни в чём ни в зуб ногой, но «высшей категории» Великий специалист. Несёт основную тяжкую ношу по искоренению вепсов и их языка. На то и посажен править! Про других воображаемых людей не скажу. Они, даже начальнички, люди уже такие зависимые и бессловесные, что чего от таких ждать. Их нам только жалко. Умеют да знают они совсем мало, своего мнения не имеют, фантазий тоже. Много молодых девочек, которым посулили участие в кормушке. Кто-то из деревни, рады, что в город перебрались, устраиваются. Что их пинать, только жалеть. Они теперешним Великим не наследники, при них уже нечего будет сохранять и возрождать, но они и так А от Б отличить не могут. Куды там в политику да науку. И хватит о них писать. В Карелии вепсские деревни, бывшей волости-то, в неплохом состоянии. Не считая некоторых мелочей, ДК там и другое. Только вот они уже не «вепсские», вепсы стали в них незначительным процентом. Работы нет, и массово едут в город, урбанизация – что тут нового. А там полная ассимиляция, и только масенькие украшения для дурачков: Кодима, Пагинклуб, Нойд и иже с ними, которые ничего не улучшают, это фиговые листочки. Что такое Кодима ихняя? Стенгазета, которую читает три-четыре десятка человек. Причём половина только по-русски. Там старательно вводят синтетический ГМО-«язык» Солнца вепсского языка, а его сельские вепсы в гробу видели. В белых тапочках. Что такое Пагинклуб наш дорогой? Это когда десяток странных на вид людей распивает чаи и делает вид, что по-вепсски разговаривает. И все на своём говоре, а кой-кто на синтетике. Вот они в нём язык и будут «сохранять», когда все другие уже повымрут. Иногда Поэтушка заходит старые ситхи почитать. Иногда угощают «плачем». Иногда горе-псевдофолки на гитере побренчать заходят. И маячит очень подозрительная дэвушка, проведшая лучшие годы во Вьетнаме, а потом засланная в Рэспублику. Видлы-Винглы в Ленинградской области тоже давно и прочно в лапах петрозаводских мадам. Но толку от того нет и не будет, место это не вепсское. И самые заметные спойлеры тут тоже не вепсы, они Руководят вепсским. Результат знаем, язык не преподаём и не интересуемся, культура на нуле, сплошное закрытие школ, клубов, библиотек, мед.ужреждений и даже почт. Эти люди посажены там для изготовления Красивой Вепсской Картинки – на виду Центр вепсской культуры, который реально ничего не делает, да праздник «Элонпу». По факту праздник давно уже не вепсский, поэтому в 13 году его уже нельзя было не переименовать в «праздник коренных народов». Это танцульки на камеру и для приезжих, продажа китчевых «сувенирчиков». Калитки печём. А Начальницу (не-вепсянку) катают по семинарам, конференциям да съездам, она тоже желает «народ представлять». Нравится! А в это время настоящий язык, на котором говорят люди, уходит стремительно. Это все видят и знают. И он не передаётся от поколения к поколению. И после перестройки ничего не было сделано реального, чтобы передавался, почему, смотри выше и ниже. Вепсов мало, а владеющих языком совсем уже мало. И «вепсы» без своего языка, которые себя таковыми-растаковыми считают, язык-то почти что никогда и не учат. И не собираются! Мне, когда спрашиваю, отвечают обычно: чтобы учить родной язык, нужны способности к языкам, а у вепсов с ними плохо. Вот так. В культурном отношении – это последний дурак видит – вепсы давно ассимилировались, и от русских их не отличить. Нет у них ни оленей, ни бурок, глаза как у европецев, чумов и вигвамов не строят. Значит, кто языка своего не знает, последней отличительной черты – он не вепс. Единственно правильно о вепсском языке говорят учёные в Питере! И у них стальные аргументы против языкознатцев Сказочной Рэспублики и её «деятелей». На та аргументы ответить просто нечего, удобнее оскорблённо молчать, будто ничего не происходит и критики никакой не было. Или врать с три короба, вроде Великой Крокодилицы!.. Почему школа не возрождает и не передаёт язык? Потому что это Письменный язык петрозаводских языкознатцев, его отторгают явно и неявно, а говорить об этом не велено!.. Потому что уверяют, что учат детей «родному языку», а дети приходят в школу не зная его, язык на деле иностранный для них! И потому что нет учителей, которые знают, чему и как учить. Даже Единственный Учитель Единственной В Своём Роде Школы может только делать вид, что учит. Семинаров и курсов – как грязи, а элементарной методики преподавания языка знать не хотят (и карелы тоже), хотя всё это доступно и известно. Без методики ты ничему не научишь, дурачок. Выходит, что не знаем, какому языку учить, какой контингент детей и по каким методикам. И «учебники» такие, что только с мордовскими низким качеством сравнятся. И язык дальше класса не нужен никому. Это ещё где классы есть, в Рэспублике. В 21 веке в более-менее развитой стране, не у папуасов, не в бескрайних тундрах, бесписьменный язык помрёт быстро и незаметно. Письменность нужна. Письменность должна быть такая же сделана, как человек говорит, другую девять из десяти не примут, это и произошло. Питерские товарищи как дважды два это объяснили много раз, а Васька слушает да ест. Ваське наплевать, что в его Рэспублике есть только северные вепсы с совсем другим диалектом, да что есть ещё южные вепсы где-то с вообще отличающимся наречием. Васька на своём «языке» такие дивиденды уже заработал, что уж его не бросишь и не признаешь ничего! Давайте сразу скажем: кроме вепсов, никто вепсам не поможет. И она сами снизу должны захотеть. Там, где решают Всё, противоположная политика, все видели уже, что с вепсским, карельским языками в жизни. Там простая политика: много говорить, в том ч. хорошего и правильного, но когда до дела доходит – не допускать ничего. То есть допускать только то, что не будет иметь последствий, не сохранит языки и культуру. В губерниях южнее проще, там и болтать не болтают о вепсах, просто рубят на корню всё. А в сказочной Рэспублике ой сколько красивых слов, советов, совещаний, съездов, конкурсов и прэзентаций! Результатов – фига с маслом, потому что их никто не допустит никогда. Люди неглупые, очень не глупые там наверху, они отлично знают, что эффективно было бы, а что только для дурачков пыль в глаза пускать. Посетуйте, Великий Деятель, что никто Европейскую хартию региональных языков не ратифицирует у нас, это можно. Знаете же, что НЕ ратифицируют, вас же сразу предупреждали. Расскажите, какой потрясяющий закон о языках сделали при вашем основном участии, такой, что в нем одни только неработающие статьи. Культура Бабушки и дети (где таковые есть) пляшут и что-то там поют. Поют, конечно, собственного местного нового и новейшего сочинения, потому что у вепсов старого песенного фольклора кошка наплакала. Дети есть там, где остались школы, ну, таких вепсских мест в Нашей Губернии, например, почти нет. О том, как это – хорошо сказала про мордовских детей координатор Поволжского центра культур финно-угорских народов Кулаева: «Я систематически выезжаю по детским садам и вижу как дети поют и пляшут. Но медведь тоже пляшет, если его научить… По окончании мероприятий я сажусь с детьми и – глаза в глаза – спрашиваю: кто умеет говорить на языке? Говорящих нет…» Это можно и про вепсов, и про карел сказать. И про школьников тоже. В богатенькой Рэспублике хоры возят иногда и за границу. Приезжал хор из Видлы в Питер, я к детям сам подходил, заговаривал. Эффект как у Кулаевой. Заученные убогие тексты убогих песенок. Никакой культуры не может быть у вепсов на русском языке!! Вот опять цитирую коми активиста Öньö Лав, это он про Коми говорит, а выглядит, как про Рэспублику или более южную губернию, всё одно: «Огромные деньги кидаются на проведение фестивалей, конференций, а на это (язык) не хватает. (…) на развитие языка надо работать. Не рассуждать и строить концепции. Петь и плясать хорошо – но только когда сохранен язык.» Фольклористы плачутся, понятного им материала для «Возрождения» мало. У вепсов плохо с фольклором. Хоры плачи-причети петь не могут, они не для того. На частушках не уедешь, это позднее заимствование у русских, от такого вообще лучше отказываться. Не национально оно по форме! И полупрофессиональных «WorldMusic-колдунов» подальше послать, они хороши вепсскую экзотику в Европах показывать. Вепсам они не нужны, вепсам деревни с азов надо начинать в клубах и ДК. А мы вам ДК с клубами-то закроооем! Вот теперь попляши! На день пожилого человека. Вот те и вся культура, по Эпосы смолчим. А у нас в Рэспулике же радиво и телек есть! Вепсское! Во! – скажете. Наверно. По чуточке иногда вещает на синтетическом языке, да и то с таким русским прононсом, что противно. И вещает почти что только о Солнцеликих и их великих Заслугах. Что за телек – ясно из того, что оттудова именно вышел один Большой Начальник, Гнобило. Хотя помер этот начальник уже… De mortuis aut bene aut nihil. Что произойдёт Вепсы вымрут, потому что вымрет вепсский язык. Люди с высоким уровнем языковой компетенции исчезнут в 2030-е годы окончательно и бесповоротно. Дальше останется пара десятков людей с хорошо или плохо выученной синтетикой, и сам язык изменит своё значение. Он станет мертвым, как ученая латынь. Можно еще помочь. Но с одним условием. Выкинуть всех петрозаводских дамочек и ихнее ОВК, и заставить их заткнуться. На пушечный выстрел не подпускать к власти, науке, образованию и любым кормушкам. Так что же вам вепсам сделать?? Люди, народ Наверно, мало можно сделать. Если во всей стране плохо, у вепсов не будет хорошо. Если что-то плохо в Губернии, в её медвежьем углу будет только ещё хуже, совсем плохо. Люди по всей стране уходят в города, и целые области пустеют. Это не остановишь. Вон в Губернии люди хотят по закону о коренных народах раньше выходить на пенсию. Это хорошо. Но это касается вепсов, поэтому я предлагаю сперва проверять, по-вепсски-то они говорят? Если не говорят, никакие они не вепсы! За что им тогда такая льгота? За то только, что они в вепсской деревне живут – не положено. Если удастся заново открыть в вепсских деревнях школы, клубы, медпункты – что-то получится. Если дать дороги, электричество, связь. Если развивать мелкий бизнес и фермерство, экотуризм. Но вот беда-то: убого у нас с этим. И не только в Губернии, но по всей стране. Не верится. Язык Тут можно ещё помочь. Не до конца, но отсрочить конец можно. Святой долг того, кто в этом рубит, сделать всё, что можно. Все вепсы в заложниках у «синтетического языка». И латиница своё дело делает, доканывает, только стариков и доярок ей пужать! Что стоите? Надо ломать этот крокодилий язык, делать такой, как люди говорят. И записывать его так, чтобы они могли прочесть и написать! Выбросить все новые словечки Матери Солнцеликой. Ну хоть приблизить синтетику к какому-нибудь говору – ясно, оятскому. Про «обучения вепсскому языку». Правильно говорят, что главным критерием в обучении языку должна быть эффективность. Сегодня главное – чтобы пособия были эффективными и понятными и ученику, и не обученному специально педагогу. То, что обученных, квалифицированных педагогов не будет в нужных местах, это уже и ежу понятно. Опять вопрос о том, что две школы, два центра должны договориться. Тот, кто не хочет договариваться, будет виновен в скорой смерти языка. Упрямство ускорит все плохие процессы. «Ах-ах, а мы-то старались, а мы-то работали, а язык чегой-то вдруг помер!» Ничем себя не успокоите, ничьи «заслуги великие» ничего не спасают. Кто не знает и не умеет – уйди и не мешай. А мы видим, кто не знает и не умеет. В Рэспублике нац.учителя, ясное дело, говорят, что надо очень-очень поднять им зарплату, и тогда они покааажут, на что способны! они так научат, ого-го! Что-то подсказывает, что ничего не изменится, а может и хуже будет, потому что другие – русские – учителя, которые в большом-большом большинстве, не только завидовать будут, а кричать об этом. Хорошо, если не морды бить. А ещё в этой Рэспублике на финские деньги и при большом участии некоторых заинтересованных материально финнов идёт активная пропаганда так называемых Языковых гнёзд. Про них правильно петербургские филологи указывают – у вепсов они работать как-то будут только в малой толике мест, я рискну сказать, где: в Радогоще да Куе. Но нужны квалифицированные кадры из местных. Поэтому именно в тех точках надо делать, там образовать людей для работы, пособия, методику доверять Онежинску нельзя. Там никто никогда не напишет, мозги куриные. Гнёзда нормально будут смотреться там, где ещё не поздно: в Коми, Удмуртии, у норвежских саамов. Там и методисты есть толковые, финнов не очень спрашивают. И законы, и нормы в образовании у нас такие, что в гос.пед.учреждении не получится настоящих гнёзд свить. Не дадут этого! Только на частной или общественной основе. Нельзя возродить вепсский язык в Питере, в Городе у Озера, в Подпорожье. Это города, где русский язык раздавит кого хошь не в первом, так во втором поколении. И в Видлах разных не получится. И в Шолтозере тоже. Среди русских сказочные Возродители не в силах ничего сделать, это болтовня. Культура Общую же вепсскую проблему Города у Озера можно хорошо описать словами Блаженного Августина: «Женщина есть тварь хилая и ненадёжная». «Где-то в среднем звене… убеждённая в своей Великой миссии и Особом духовном пути» – добавляет Луркмор. А вообще: все деньги на культуру и языковые дела должны проходить по ОТКРЫТЫМ всегосударственным конкурсам для всех желающих, которые должны судить НЕЗАВИСИМЫЕ (читай – незаинтересованные) учёные эксперты из России, не дружки и начальнички. Потому что своему начальству нужны только галочки, оно даст денюжек только тому, кто у своей кормушки и эти красивые галочки наваяет. Если бы были такие конкурсы – не было бы у вепсов ни «Новых словарей», ни уродских «учебников», ни прочего говна. И в культуре тоже. Из стенгазеты надо делать маленькую Газету, и не рэспубликанским уродам подконтрольную, а в Питере. Настоящую, а не как сейчас. И никаких Всеобщих целевых программ – там средства будут бесконтрольно передаваться рэспубликанским Крокодилицам и тем, кто им лижет задницы. ИТОГО: Люди! Поверните головы и посмотрите, кто вас дурачит и губит на глазах язык и культуру вепсов. Прогоните их взашей!! Ой, но уйдут эти личности – на смену им в Онежске никого нет – возразят. А правда! Пустота. Значит, не могут в этом городе «руководить и направлять» вепсское движение. Хватит, значит. И Рэспублика ваша не вечная. Сегодня 9 процентов коренных народов, очень скоро будет 3–4, тогда русское большинство грозно спросит: зачем Рэспублика? Какой ещё миннац? Зачем фины, карелы и вепсы? Закрыть и сделать как везде. Вы что, слепые, что ли? Вокруг Супер-национальное Возрождение, красоты – аж дух захватывает! – но: культурные учреждения, библиотеки, школы закрываем! Педунивер закрываем, а до того там уничтожаем всё карело-вепсское! Факультет прибалтийско-финской филологии ПГУ закрываем, низводим до кафедры! Газеты и журналы закрываем, тиражи свёртываем… Наверно, все в интернетах сидят – ан нет, в Карельской Рэспублике доступность сети 7% (!!!). В «национальном театре» Онежска китч и драмкружок. Эта декорация дорого обходится, скоро закроют, оптимизируют. На нац. языках табличек особенно не видать, торжественно повесили немного у въездов в деревни, ещё пустая декорация. А помнишь, товарищ, некогда была Вэпсская национальная волость? Она где? Продолжать? У вас такие новости каждый месяц будут, не соскучитесь. Обман кругом, но все молчат. Кто вякает, про того распространяют грязные небылицы и вопят, что он поягнул на Самое Святое: на Лучезарных Вепсов, которые Столько сделали, что страшно становится.

Ответов - 1

Васич: Да! Вон журнал КАРЕЛИЯ, теперь факультет в ИЖЕВСКЕ.



полная версия страницы