Форум » Вепсский язык » Lyydit » Ответить

Lyydit

gostu: Интересно, исследовалось ли, насколько близки вепский и "людиковский" языки и какие исторические корни этого ?

Ответов - 11

kodima: да, конечно. Исторические корни явления следующие: людиковский язык - это продукт ассимиляции карельским языком вымершего вепсского наречия (ливвиковский - тоже, но в нём меньше вепсских черт). Если снять "карельские наслоения", то мы получим в чистом остатке черты, присущие и современным вепсским диалектам. Потому для изучающего историю вепсского языка людиковская лексика, например, очень интересна. Есть только одна проблема: вепсы, которых ассимилировали карелы, археологически неуловимы. На этом основании некоторые археологи даже утверждают, что территория Онежского перешейка до прихода карел вообще должна была бы быть необитаемой (действительно, в условиях постоянных набегов и конфликтов эта территория не могла развиваться стабильно). Но язык свидетельствует об обратном; по всей видимости, многие важные археологические находки ещё впереди. Вепсы пришли на Онежский перешеек не поднее XIII века, придя с востока (а не с юга, как утверждают кое-где), из Белозерья. И.

gostu: Финский ученый Juho Kujola исследовал в начале 20-века людиковский язык (в северных его районах). Потом он поехал в Kuud'arvi (Михайловское вроде по-русски) и заявил, что там говорят на чистейшем вепсском языке (он изучал вепский язык в университете).

kodima: Михайловский говор представляет собой среднее арифметическое между людиковским и вепсским. Они даже пытались карельских детей учить по вепсскому букварю, правда, не пошло всё-таки. И. Б.


gostu: "Первыми жителями Kuudarv были "shushtanitcad" - записал тот же Ю.К. от местного жителя...

reboi: Возможно, "shushtanitcad" - это жители Ошты. Шушт - так называют село Ошта вепсы-шимозёры. Кстати, есть также вепсское предание (опубликовано в книге Пименова "Вепсы") о том, что на западное побережье Онежского озера (территория современной Вепсской национальной волости) вепсы пришли с Андомского побережья.

reboi: Кстати, есть вопросы по поводу вепсско-людиковских заговоров, найденных В.И. Срезневским в Заонежье. На сайте людиковского гуманитраного фонда (http://sampo.ru/~luudifund/loitsu.html) есть данные, что «käsikirjoituksen tekijöinä ovat olleet nähtävasti Jalkalahten kylän ( lähellä Petroskoita ) talonpojat Grigorii Merkuljev ja hänen sukulainen Kuisma Fedorov. Miehet olivat noitia, hyviä kansanparantajia. Perintotietojen mukaan he olivat parantaneet venäläisiä tsaaria Boris Godunovia ( 1601 ), Vasilii S'uiskia ( 1608 ) ja Mihail Romanovia ( 1616 ) vuosina». Однако слышал такую версию, что вепсские заговоры могли происходить чуть ли не из Вытегорья (район Вытегра-Андома). Какое ваше мнение, Игорь Вадимович по этому поводу?

kodima: reboi! Я шимозёров знаю, в основном переехавших в Ошту. Они так её не называют, говорят - Ošt. Что касаемо до того, что северные вепсы - переселенцы с андомского побережья или прилегающей территории, прекрасно видно из их диалекта, например, глагольного словоизменения; но именно что - "например". Соответствий много. Я нисколько не сомневаюсь, что северные вепсы - собственно-вепсского, то есть белозерского происхождения. Насколько мне известно, такого же мнения придерживается Н.Г. Зайцева. По поводу заговоров: фонд Срезневского не у нас ли в ИЛИ? Я сколько его рукописей там видел... Слышал и читал про упомянутые заговоры, но их, в общем, сразу причислили к людиковским (например, если мне память не изменяет, Баранцев). Если бы можно было ДОКАЗАТЬ их андомское происхождение, тогда следовало бы вообще по-другому подходить к происхождению людиков, не так ли? Всё это интересно... Если бы руки доходили...

reboi: О Шушт-кюле и людиковских заговорах. Вепсское название Ошты – Šušt я записал от Степана Яковлевича Гаврилова, уроженца села Шимозеро, позднее жителя села Ошта. Кроме того, в интервью С.Я. Гаврилова газете «Kodima» (Školan opendai// Kodima. № 7-8 (124-125) Heinku, 2003) указано, что «vepsläižed, kudambad eläba … Ošt-küläs nimitada ičeze külän Šuštaks». Современное вепсское Ošt развилось, очевидно, под влиянием русского Ошта (ср. также вепсск. оштинск. Oneg’jär’ (<русск. Онего), вместо вепсск. Äninе). Рукопись с заговорами нашел В.И. Срезневский. Э. Сетяля считал, что записи сделаны на вепсском языке. Согласно А.П. Баранцеву, часть из заговоров – вепсско-людиковские (см. Зайцева Н.Г. Вепсский глагол: сравнительно-сопоставительное исследование. – Петрозаводск, Периодика, 2002. - С. 5-6). Более подробно можно посмотреть у В.В. Пименова в «Вепсах» (с. 184-186). По упомянутому уже преданию, до Андомского побережья прионежские вепсы жили где-то под Каргополем. На Андому (через волоки с Кемы) и в Каргополье (через Ухту) проникала, конечно же, белозерская весь. А на Тудозере, судя по археологическим данным, были выходцы с Приладожья. По моему, в Андоме есть кроме вепсского и какой-то другой субстрат, близкий к карельскому… Тема, несомненно, крайне интересная!

kodima: Связался с тремя шимозёрами, действительно, от одного услышал Šušt. Прошу извинения, поторопился...

reboi: Подскажете, пожалуйста, где можно достать (заказать по МБА и .т.д.) словарь людиковского наречия? Читал, что есть Словарь людиковских говоров (составитель - Ю.Куйкола), но нет выходных данных. Возможно, людиковские говоры нашли отражение и в Русско-карельском словаре (Л. Пахомова. Петроз., 1961-1964).

kodima: Составитель j. Kujola. Lyydiläismurteiden sanakirja. Helsinki, 1944. В СПб нет ни в БАНе и его институтских подразделениях, ни в публичке. Я для работы над диссертацией недолго пользовался ксерокопией, данной мне не время из Латвии. Словарь основополагающий, конечно... Думаю, что он есть в Петрозаводске - скорее всего, вечно у кого-нибудь на руках. А почему напрямую не связаться с Микулом Пахомовым? Это идея - у него словарь, я думаю, сосканирован, да и свои наработки должны быть.



полная версия страницы